Я знаю достаточно много людей, использующих в своей практике гонги, поющие чаши, колокола, камертоны и другие инструменты, как в лечебных целях так и для очищения пространства и для медитаций. И у каждого из этих людей свои методы игры и звукоизвлечения. Многие люди, пользующиеся этими музыкальными инструментами, при этом не являются профессиональными музыкантами. В этом нет ничего страшного – наличие музыкального образования не обязательно. Но, как профессиональный музыкант, я чувствую, что мое образование (я – ударник, закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных в 1992 году) существенно облегчает мой подход к игре на инструментах и дает мне дополнительное понимание в построении формы концерта или гонг медитации.
Сам я применяю гонги в двух различных направлениях:
- Для концертных выступлений с музыкой, которую я написал для гонгов.
- В сеансах гонг медитаций.
Гонги в медитации и звукотерапии
Сегодня много людей проводят курсы по звукотерапии, где можно получить сертификат. Некоторые из этих людей являются настоящими экспертами, обладающими огромным количеством истинных знаний. Некоторые, проводят курсы нигде не учась, искаженно и плохо копируют поверхностные умения и глядя на них я бы советовал им самим пойти получить сертификат.
Гонги и поющие чаши стали очень популярными, и многие сейчас их покупают. Но я должен сказать, что толькопотому, что у вас есть Гонг или Чаша, вы не можете называть себя Гонг мастером и проводить сеансы Гонгмедитаций в местной студии йоги (так же, как владение гитарой не дает вам права быть учителем гитары или рок-звездой сцене).
Прежде чем играть концерты и проводить гонг медитации я долго серьезно учился и упорно занимался !
За последние 40 лет я сыграл очень много концертов во многих залах по всему миру. Я прочитал бесчисленныеисследования, книги, интервью и т. п. о звуке и его влиянии на человека,. Я слушал многих музыкантов и сотнизаписей. Мне посчастливилось лично общаться с великими музыкантами, композиторами, исследователями,мастерами-изготовителями музыкальных инструментов, акустиками. Кроме того, я проводил свои собственныеисследования и эксперименты со звуком. Поэтому я считаю, что много потрудился самостоятельно, прежде чемвыступать для других и обучать! И процесс познания и изучения все равно не завершен, всегда есть чемупоучиться!
Да, я даю уроки и провожу семинары по звуку и гонг медитации! Но прежде всего, я заранее говорю людям, чтоесть много способов достичь одной и той же цели, и то, что я предлагаю, - это только один способ, основанный намоем личном опыте . Поэтому вместо того, чтобы учить методу механического копирования приемов игры,который является очень ограниченным и подходит всем, я помогаю людям найти свой собственный путь, предлагаяразличные идеи и варианты. Я предпочитаю помогать людям реализовать свой собственный звуковой потенциал.
«Нужно только следовать за Гонгом и позволить ему быть учителем».
У меня были многочисленные горячие дискуссии по поводу вышеизложенного утверждения. Я считаю, что наивнополагать, что вы можете просто купить Гонг и позволить ему научить вас всему, что вам нужно знать. Это всеравно что думать, что вы можете купить футбольный мяч и он научит вас играть в футбол - это не работает! Да,Гонг может научить вас многим вещам, но только если вы не новичок, не знающий основ. Если у вас естьфундамент, вы можете начать учиться у самого Гонга. Но каждый гонг уникален, и обучение становитсяпостоянным процессом, если вы добавляете больше гонгов в вашу установку.
У меня более 30 гонгов, и каждый из них уникален. В каждый гонг нужно играть по-своему, уметь правильно подобрать подходящие палки для игры, узнать как гонг реагирует на разные удары в разные части гонга. То жесамое относится и к чашам и колоколам: у каждого из них есть свои уникальные свойства, которые требуют отменя подходящей техники звукоизвлечения, чтобы воспроизводить звуки, которые я хочу услышать. Несуществует общей техники игры и универсальной палки, которая подходит для всего! Вам нужно прочное знаниеоснов для игры на этих инструментах, чтобы иметь дело с ними.
Мои мастер-классы и уроки посвящены возможностям, присущим всем нам, поиску личного направления в игре на гонгах, чашах и колоколах - то, что работает для меня, может не сработать для вас . Поэтому я действую скореекак проводник, чем как учитель. Если вы откроете Гонг, он откроет вам себя и свои тайны, но вы должны начать сизучения основ теории и хорошей техники.
Даже спустя годы практики игры на гонгах я все еще учусь и этот процесс нескончаем.
У меня нет титулов и званий. Я не называю себя гонг мастером, для меня вполне достаточно что я музыкант.
Мой метод.
Я очень чувствительный и воспринимаю мир через чувства, через эмоции и физические ощущения. Я также вбольшей степени аудиал, что означает, что я также воспринимаю и обрабатываю мир через звук.. Для меня гонгии колокола являются идеальными инструментами, так как я чувствую вибрации на разных уровнях и выбираю своиинструменты так, как они влияют на меня лично. Хотя я не вижу ауры, я чувствую волны исходящий от людей ипредметов. Как музыканту мне нужно быть обостренно “пронзительно” чувствительным, чтобы ловитьмельчайшие изменения в окраске звука. Таким способом я могу понять состояние слушателей. Наверное этоможно сравнить с поведением летучих мышей. Они ловят отзвук от предметов и так ориентируются впространстве.
Если вы приедете на несколько сессий или семинаров, вы заметите, что они отличаются друг от друга! У меня нетсценария или генерального плана, которому я следую. Хотя у меня есть конкретные звуковые идеи и методы,которые я использую, на концертах и особенно на индивидуальных звуковых сессиях, в основном я импровизирую.Что я делаю, так это воспринимаю чувства и вибрации каждого из участников, звук помещения, погоду, внешниешумы, и я использую эту информацию, чтобы определить, какой курс выбрать. Я могу сконцентрироватьсябольше на одном инструменте, чем на другом, просто потому, что он кажется правильным в то время.
Многие играющие на гонге используют один или два гонга. Возник вопрос, почему я использую так много гонгов иинструментов (обычно 5-12 или больше)? Нет ничего плохого в использовании одного гонга или двух гонгов, имногие люди отлично справляются с этой задачей. Я просто воспринимаю вещи, возможно, в более широкомсмысле и предпочитаю иметь больше вариантов звука. Я могу даже принести гонг и вообще не использовать его,если в тот момент я не чувствую какую-то связь с его вибрациями.
Чакры / Цвет / Частоты
В последнее время очень часто используют понятия о чакрах и других энергетических системах.
Гонги и другие инструменты я воспринимаю как тональные или настроенные, т.е. с определенной высотой звучания. Возможно, именно поэтому меня так привлекают ударные инструменты и перкуссия, потому что ониимеют дело больше с чистым звуком, чем с любой системой мелодии / гармонии. Например, у меня есть 50-дюймовый Paiste Symphonic Gong, в звуковом спектре которого находится нота До, которая, как говорят,находится в цветовом спектре красного. Это будет близко соответствовать корневой (1-ой) чакре и красномуцвету. Сказать, что гонг настроенный на ноту До будет влиять только на корневую чакру, для меня недальновидно. Я чувствую, что все меняется и любой тон / нота может повлиять на любую чакру в любой момент времени и влюбом месте. Важно определить, какой тон / нота необходимы в настоящий момент. Часто это комбинация тонов,которая создает предпосылки для высвобождения заблокированной энергии.
Другой аспект гонгов заключается в том, что они также производят широкий спектр гармоник. Таким образом, вто время как гонг настроен на основную ноту До, в спектре звука присутствует множество гармонических тонов,которые также придают гонгу характерный звук. Эти гармоники также могут оказать большое влияние на организм и его энергетические системы. Тибетские поющие чаши, которые являются ритуальными объектами часто используемыми для исцеления звуком, так же издают множество тонов с множеством гармоник. На самом деле, разные тона будут появляться в зависимости от того, как играют на гонге или чаше и от того, какой тип палки используется. От сочетания нескольких гонгов рождаются еще дополнительные тона и гармоники. Кроме гонгов я использую плоские колокола - била и это сочетание еще более насыщенно гармониками. Точно настроенный тон колоколов и тона неявно настроенных гонгов прекрасно дополняют друг друга.
В моей коллекции есть гонги, чаши и колокола с различными настройками, и я не согласен с какой-либо идеей, что гонги работают с какой-либо магической энергией планеты или ее аспектами. Точно так же я не подписываюсь на то, чтобы какие-либо чаши или колокола относились к определенным чакрам. По моему мнению, такие теории выдают желаемое за действительное . Все инструменты, которые я использую, были выбраны исключительно из за их звучания, и именно с этим звуком я могу работать. Для меня не имеет значения, с какой планетой, цветом, чакрой и т. п. связан каждый инструмент. Я мыслю всю материю и энергию текучими и постоянно меняющимися,поэтому я играю на основе этой идеи.
Миф о частотах
Другая популярная идея, циркулирующая сегодня, про эталонную частоту настройки ЛЯ = 432 Гц и что она является идеальной настройкой природы. Существует множество мифов о том, что нацисты или иллюминаты, приняли стандарт настройки 440 Гц или 442 Гц, чтобы каким-то образом контролировать всех. Отличный сюжет для романа или фильма, если бы это было правдой.
Если мы посмотрим на многих из самых известных классических композиторов за последние несколько сотен лет, мы увидим, что они используют самые разные стандарты настройки, и ни один из них не является ровно 432 Гц. Композиторы в разных географических областях, как правило, имели свои собственные стандарты настройки. Эточасто основывалось на инструментах, которые они использовали в то время, и в каком диапазоне настройки онизвучали лучше всего. В опере композиторы часто основывали настройку на том, какой диапазон голосов был упевцов-солистов.
Лишь совсем недавно был установлен современный стандарт настройки A = 440 Гц (или даже 442 Гц). Вместо того, чтобы быть каким-то заговором, это просто способ проверить, что оркестры из Берлина, Москвы, Парижа, Екатеринбурга, Нью-Йорка, и других стран играют одну и ту же музыку с одинаковым стандартом настройки.
Даже с этим стандартом некоторые музыканты / группы (особенно рок-группы и электронные музыканты)настроятся на более низкую частоту, например 438 Гц или 432 Гц, для достижения более полного звучания. С другой стороны, некоторые настроятся выше, чтобы добиться более яркого звука. А потом есть музыканты /композиторы, такие как Гарри Партч, которые изобрели свои собственные инструменты и придумали свои собственные настройки и гаммы. За пределами Америки и Европы, многие страны и этнические регионы имеют свои собственные стандарты настройки, которые варьируются от 432 Гц до 440 Гц.
Настройка в 432 Гц просто одна из многих.
Восприятие звука
В конце концов, самое главное, как вы относитесь к любому конкретному звуку, тону, вибрации.
Звук влияет на вас положительно? Звук одновременно успокаивает и открывает?
Помогает ли это вам пройти или преодолеть различные неприятные переживания и психологические состояния? Любой звук может повлиять на вас по-разному в разные дни. Важно то, что в данный момент для вас есть звук .Какова конкретная нота или частота, не самый важный фактор.
Мои идеи и методы могут не соответствовать вашим представлениям. И это нормально. Вы всегда должны сами проверять различных практикующих и учителей, чтобы увидеть, соответствует ли то, что они предлагают, вашему собственному духу и ценностям.